Жми и неZдавайся !! :)
ЭТО: в поиске элексира скорости, читайте также о роллерах и их товарищах, роликовые коньки, катки и роллердромы в Киеве, новости роллерспорта, смазки, подшипники, тех-обслуживание роликов, масло, то, полезная информация и советы новичкам, артистик слалом, спидскейтинг, агрессив, путешествия и приключения, нестандартный взгляд на вещи, хакнутые кроссовки, особый стиль жизни, степень восприятия мира ...
забей на все - просто купи ролики :)
|  Info |  Roll |  Техно-Зона |  Life |  Ночные |  Места |  Ролики в UA |  Курс МБ |  People |  MediaBox |
Глядя на пролетающих мимо "почтичто-профи", многие начинающие роллеры буквально всерьез озадачиваются поисками эфемерного "эликсира скорости" и часто это превращается в некую идею фикс...
Техно-Зона :  Технологии 

В поиске элексира скорости
14 Июля 2004, 21:09



На самом деле мне совсем не хотелось делать эту публикацию (поэтому ее и не было до сих пор), потому как по моему мнению это ненужная для большинства роллеров тема. Но глядя на постоянно возникающие "спичи о лучшем скользяке" (и поскольку смазка в роликовых подшипниках все-таки "имеет место быть"), я попробую в популярной форме прояснить что и как.

Немного теории.

Роль смазки в подшипниках:

Смазка:

- образует гидродинамическую масляную пленку (граничный слой)
- снижает скорость износа рабочих частей в подшипнике
- демпфирует соударения между деталями подшипника во время работы
- рассеивает и отводит тепло от частей подшипника, предотвращая местные перегревы
- защищает части подшипника от коррозии

Частичное или полное нарушение действия любого из перечисленных факторов негативно отражается на работоспособности подшипника и ускоряет выход его из строя.

Именно пленка граничной смазки между деталями является тем звеном, через которое передается поток энергии. От способности смазки передавать эту энергию и зависит надежность и долговечность узла (в нашем случае - подшипника). С точки зрения передачи энергии, смазка является такой же полноценной деталью, как карданный вал или сцепление в машине (или ног применительно к роллерской аналогии).

Нормальная работа подшипника качения может быть достигнута только при условии правильного выбора смазки. Неправильный выбор смазки, а также избыток или недостаточность ее в подшипнике незамедлительно сказывается на качестве работы (т.е. легкости вращения) и долговечности подшипника.

В подшипниках для роликовых коньков могут использоваться смазки 2-х видов:

1. Пластичные смазки на литиевой основе (GREES)

Пластичная смазка Говоря ругательным языком: пластичная смазка представляет собой коллоидную систему, где в жидком смазочном материале (базовое масло) распределены молекулы загустителя (мыла), причем масло (минеральное или синтетическое) составляет 90% по объему.

В качестве загустителя используются металлические мыла, которые образуют решетчатый волоконный каркас, впитывающий масло как губка.

Говоря же менее ругательно:)) пластичная смазка состоит из двух компонентов: масляной основы (минеральной или синтетической) и загустителя. Загуститель образует молекулярный структурный каркас, внутри которого находится масло. Пластичные смазки имеют уникальное свойство - сочетание свойств жидкого и твердого вещества.

Пластичные смазки применяют там, где нет возможности полноценно использовать жидкие масла - т.е.быстро их подновлять.

В состав смазок могут входить присадки, стабилизаторы-модификаторы структуры, добавки, наполнители и др. Благодаря наличию твердого структурного каркаса, пластичная смазка не стекает с поверхностей подшипника и не вытекает из узлов трения. Она начинает течь только когда разрушается ее структурный каркас. После разрушения структурного каркаса смазки (при работе) , во время остановки узла каркас смазки может самовосстанавливатся. Смазки, которые практически не изменяют своих показателей качества весь период работы в узле трения, относятся к "вечным" (т.е. закладываются одноразово на весь период работы техники) или долгоработающим (с большим периодом замены).

Примерно 90% всех подшипников качения в мире смазываются пластичными смазками.

2. Жидкие смазки (OIL)

Жидкие смазки Жидкие смазки могут обеспечивать несколько бОльшую легкость вращения подшипника (в сравнении с пластичными, но только вначале). Поскольку жидкое масло создает тонкий граничный слой, его стоит применять в подшипниках классов точности (по ABEC) не ниже ABEC5.

Нужно так же учитывать, что при использовании жидких смазок подшипники нуждаются в ЧАСТОМ обслуживании,

поскольку то масло что осталось в подшипнике, а по сути это всего лишь 2 капли масла, быстро вырабатываются.. к тому же часть масла еще и испаряется.

Лично я советую применять жидкое масло только для соревнований или для катания в крытом роллердроме.

Буржуины советуют подновлять масло через каждые 40-60 км пробега. Это ОЧЕНЬ немного. Я сам таких добросовестных героев еще не видел, зато все слышали стук от ролов, "не прошедших вовремя ТО".

В целом, ресурс подшипников с их применением значительно меньше, чем у подшипников с пластичными смазками.

Из жидких смазок для роликов (OIL) в магазинах в основном встречаются: "TWINCAM RACING GEL", "KRYPTONICS F1 GEL", иногда "BLACKHOLE"; масла для роликовых подшипников других фирм - реже.

Однозначно не стоит применять жидкие смазки:

  • в подшипниках классов точности: ABEC1 и ABEC3

  • в старых подшипниках

  • для агрессива

Использовать такие масла просто накапайте его на шары и дорожки подшипника - лишнее масло тут же вытекает само...

Некоторые роллеры в "поисках лучшей доли" останавливают свой выбор на непонятных им "нефтепродуктах": смазках графитовых, молибденосодержащих, с противозадирными свойствами и т.п. Одни просто находятся в "вечном поиске" и клюют на "многообещающие названия". Другие же простодушно делают это по незнанию. Впрочем, причины неважны. А между тем принцип действия многих смазок совсем не прост, и совсем не факт, что это нужно роллерам.

Хочется предостеречь от необдуманного использования
разных непонятных масел и смазок,
и вот почему:


Вот, к примеру, принцип действия распространенных смазок с антизадирными присадками:

Антизадирные присадки"....по мере увеличения нагрузок в узлах трения увеличивается вероятность задиров и сваривания между деталями. Чтобы нейтрализовать эти процессы, в смазки вводятся химические добавки.

Например, присутствие в смазочной композиции серы приводит к образованию на поверхности тонкого слоя сульфидов металлов.

Сульфид железа имеет гексогональную структуру и потому имеет низкое сопротивление на сдвиг, что и препятствует схватыванию контактных поверхностей (т.е. предотвращает задиры при высоких контактных напряжениях).

Такой метод хотя и эффективен, но имеет один большой недостаток:

при улучшении противозадирных характеристик увеличивается износ.

Т.е. платой за высокие противозадирные характеристики является повышенный износ.

При небольшом износе противозадирные свойства такой смазки далеки от совершенства...

Говоря простым языком - в процессе своей работы такая смазка "съедает" какое-то количество металла с поверхности шаров и дорожек качения. Плакали ваши "абЕки" после этого.

К смазкам такого рода относятся широко распространенные с добавками сульфида молибдена: Феол (1-2-3), и бесчисленное количество импортных. Такие смазки обычно синего цвета (помните, это как купорос).

Решайте сами - надо Вам это?

Есть еще одна распространенная "критическая ошибка" - химическое самопальство: люди "готовят" себе смазки из разных компонентов, плюсуя, по их мнению, свойства каждого компонента в одну "ну очень хорошую" смазку.

"...нельзя смешивать смазки с различными загустителями. Например, при смешивании литиевой смазки "ЛИТОЛ-24" с кальциевой - "Солидолом" - такая смесь получает эксплуатационные свойства хуже свойств СОЛИДОЛА."

".. нельзя смешивать пластичную смазку и с жидким маслом, поскольку это разрушает каркас самой пластичной смазки".

Похожие с виду смазки разных фирм (даже одинакового назначения) смешивать также нельзя, так как они могут содержать разные присадки по химическому составу и другие компоненты."

в результате:

Одна из старейших смазок - "Солидол" - уже отжила свой век: роль стабилизатора структуры в солидоле выполняет обычная вода. При повышении температуры до 60 град С и выше вода испаряется из солидола, масло вытекает из подшипника, остается только небольшой твердый комок загустителя...

Самой доступной и недорогой пластичной смазкой для подшипников роликовых коньков на сегодня остается - Литол24. Но я, все же, рекомендую использовать не сам -литол24-, а его фирменные аналоги, поскольку за качество продаваемого в наших автомагазинах трудно поручиться....

Закладывать пластичные смазки (любого типа) нужно прим. 20% от внутреннего объема подшипника, т.е. буквально чуть-чуть, равномерно распределив ее по внутренностям.

Основная ошибка: "заложу побольше", лишнее "само выдавится". Прессуют до отказа, а потом "раскатывают" все это неделями. Конечно выдавится и "никуда не денется!" Но дело в том, что от избытка смазки подшипник начинает разогреваться (и часто ощутимо), сепаратор при этом "залегает" (давит на шарики сильнее обычного), а где есть разогрев, там есть и повышенный износ. Как поступать - решайте сами.

Импортные аналоги Литол-24:

Shell : Alvania 3, R3, Cyprina 3, RA
Mobil : Mobilux 2, 3, EP2, EP3, Mobilgrease MP
British Petroleum : Energrease L2, LS3
Exxon : Beacon 3
Castrol : Castrol LM, LMX
Agip : Agip F1 CR MU3; Agip F1 CP FC3
Teboil : Multi-Purpose Grease
Texaco : Hytex EP-2
Unocal 76 : Multiplex Red Grease 2
Valvoline : General Multi Purpose Grease

Велосипедные смазки:

для педальных самокатов нужны ГСМ 2-х видов - для подшипников (в ступицах колес, педалей и проч.) и для смазывания цепей. Вело-смазки для подшипников подходят и для роликов, хотя обычно цена таких смазок завышена (ввиду special target и мелкой тары розлива). К слову говоря - и размер подшипников там похож (они лишь ненамного больше).

Те смазки, что для вело-цепей - не подходят совсем: cмазка для велоцепей, по-большому счету заботится только об одной их части: о резиновых колечках между звеньями (в цепях O-Ring). C трением качения ей попросту не справиться.

Остальные

Есть еще куча смазок "общего применения" разных фирм и названий, некоторые с удовольствием могут жить и в подшипниках роликов. Главное - чтобы это не был газированный керосин и подобное.


И напоследок:

я ни в коем случае не уповаю на необходимость во что бы то ни стало круглосуточно мазать-мазать-мазать.. Надо побольше кататься (просто до упаду), а остальное - придет само :)) ... непременно.


барх....
использовано с разрешения roller.ru




Комментарии ВКонтакте:

Комментарии Facebook:


  Реклама:
  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Хостинг серверов CS
Игровой сервер. Материалы по CS версий 1. Сведения о сервере, статистика
myhost.su



|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новости:  | Блог | Форум |

     
|  Info |  Roll |  Техно-Зона |  Life |  Ночные |  Места |  Ролики в UA |  Курс МБ |  People |  MediaBox |
Разработка и Креатифф: Ярина Луценко (Jlu), Олег Иванов (Sailan), Петрусь Анна(Ann), Саша Иванов (Crazy),
Сергей Колесник(Nap4lm), Евгений Саверченко (Jack), Марина Кузнецова (Марина), Денис Юрцевич (Terael)
При посильном участии, украинской команды
по спидскейтингу: ALPHA-RACERs TEAM.

Idea & Design: Антон Руднев.

Copyright ©2004-2017 Роллер.ком Украина!!
All Rights Reserved.
Контакты